У каждого второго жителя Латвии есть хотя бы один родственник, который зависит от его доходов. Нo достаточный объем накоплений, который мог бы выручить в трудную минуту, или полис страхования жизни есть лишь у единиц.
У каждого второго жителя Латвии есть хотя бы один родственник, который зависит от его доходов. Нo достаточный объем накоплений, который мог бы выручить в трудную минуту, или полис страхования жизни есть лишь у единиц.
Почему в семье следует говорить о смерти и действиях при несчастном случае, - рассказывает психолог Кристине Балоде.
Когда мы задаем себе вопрос, с чем у нас ассоциируется семья, нередко приходим к ответу – с безопасностью, поддержкой, лояльностью, заинтересованностью, заботой, новыми возможностями, ободрением, открытостью и стремлением расширить индивидуальный потенциал каждого члена семьи.
Тем не менее, не стоит забывать, что ни один из этих опытов не является самим собой разумеющимся. Всё это возможно лишь при условии, что семья научилась преодолевать трудности и решать проблемы путем диалога во имя общих целей и интересов.
В свою очередь тяжелые испытания, например, потеря трудоспособности, болезнь или смерть кого-то из близких, как правило, показывает способность семьи принимать сложившуюся ситуацию, выстраивать взаимоотношения и ставить их на первое место, укрепляя чувство принадлежности, столь важное в кризисные моменты.
Поэтому актуализация любых неудобных вопросов, какими бы пугающими они ни были, - это единственная возможность построить более открытую, надежную и стабильную семью как систему поддержки.
Как начать разговор о страховании жизни?
Опираясь на своем многолетнем опыте психолога как в государственном, так и в частном секторе, я могу сказать, что такие вопросы, как потеря работы, болезнь и смерть в Латвии по-прежнему являются табуированными. Основная причина, на мой взгляд, кроется в культурной традиции, поддерживающей убеждение в том, что предъявление своих трудностей и просьбы о помощи являются признаками слабости и неуверенности в себе, поэтому должны скрываться и отвергаться. Я хотела бы обратить внимание и на отсутствие превентивного мышления, которое позволило бы говорить на эти сложные темы прежде, чем они стали актуальными и эмоционально наполненными. Еще одна важная причина – отсутствие системных, объединяющих семью ценностей и ложное представление, что проблемы минуют или разрешаться сами собой. Здесь я хотела бы подчеркнуть важность навыков конструктивной коммуникации, а также наличие он интеллигентности и стратегического мышления.
Вопросы смерти и несчастных случаев должны обсуждаться, чтобы семья могла выбрать наиболее подходящее решение из доступных на сегодняшний день предложений.
И не важно, найдете ли вы несколько решений для каждой жизненной ситуации, приобретенный во время опыт командной работы, которую мотивирует не ситуативное благополучие, а устойчивость и заинтересованность в завтрашнем дне, станет для вас важной поддержкой и будет способствовать созданию более благоприятного семейного микроклимата.
Например, учитывая культурно-исторический контекст Латвии, мы, вероятно, не унаследовали от своих родителей или прародителей отношение к жизни и здоровью как к ценности, которую нужно не только использовать, но и беречь, так как она не является вечной или безграничной. Относясь к здоровью и жизни как к ценности, семья получает возможность расширить свои ресурсы, но это невозможно без определенных усилий, в том числе без разговора о страховании жизни и вытекающих из него действий. Для того чтобы новая ценность не осталась просто красивым слоганом, а стала реальным опытом, необходимы определенные целенаправленные действия и вложения.
Дети должны участвовать в разговоре о страховании жизни
В любом случае то, как мы будем решать любой вопрос, касающийся нашего здоровья, жизни и самореализации, перейдет к нашим детям и станет их жизненным опытом. Таким образом, если мы сами не будем заботиться о себе и говорить на эти темы, нам будет сложно научить этому своих детей. Обязанность родителей – создать благоприятные условия для физического и духовного развития. Если мы хотим, чтобы наши дети понимали риски, связанные со здоровьем и жизнью, мы должны позаботиться, чтобы им была доступна соответствующая их возрасту информация. При этом ребенка не нужно запугивать или делегировать ему несоответствующую его возрасту ответственность.
-
По данным страхования Swedbank, люди чаще приобретают полис страхования жизни после того, как в семье родился ребенок или были взяты крупные кредитные обязательства, например, ипотечный кредит на покупке жилья.
Это можно объяснить ценностями конкретной семьи, которые семья приоритизирует, к которым относится более ответственно, тщательно оценивая связанные с ними риски и готовность принимать превентивные меры по сохранению и развитию этих ценностей. Возможно, большинство семей такой ценностью считают детей, для некоторых это движимое или недвижимое имущество. Понимая то, что сохранение этих ценностей зависит от собственной жизни и здоровья, многие предпочитают застраховать себя и свое здоровье. Эти данные наводят на мысль о том, что собственная жизнь для жителя Латвии без вышеуказанных ценностей не является достаточно приоритетной, чтобы ее застраховать. Учитывая сравнительно низкий уровень инициативы латвийцев в сфере превентивной заботы о своем физическом и духовном здоровье, допускаю, что эти выводы можно считать закономерными.
Говоря о семье как о системе, финансовое планирование является тем инструментом, который укрепляет способность семьи создавать и развивать общие ценности, в которые она готова вкладываться.
Совместное финансовое планирование не только позволяет улучшить коммуникационные навыки в решении неудобных вопросов, но и способствует поиску ресурсов и возможностей, а также помогает более объективно взглянуть на достаточность текущей ситуации (например, способность семьи выплачивать кредиты в случае, если основной кормилец потеряет работу) и разные сценарии будущего развития.